Mercedes
Volkswagen
BMW
Kia
Opel
Ford
Audi
Toyota
Renault
Honda
Peugeot
Porsche
Skoda
Hyundai
Citroen
Lexus
Range Rover
Nissan
Mazda
Volvo
Chevrolet
Fiat
Mini
Land Rover
Jaguar
Все Марки

На учебу на сверхзвуковой скорости

Castrol_Bloodhound_ThreeQuarter_V2

Даже преодолев скорость звука на земле, автор рекорда не собирается останавливаться. Новая цель – 1600 км/ч.

Летчик-истребитель британских Королевских ВВС Энди Грин – самый быстрый водитель в мире. Его работа мало похожа на функцию обычного водителя, ведь он использует рулевое колесо не для поворотов, а лишь для того, чтобы его автомобиль ехал прямо.

Командир эскадрильи RAF Энди Грин является первым и пока единственным человеком в истории, кто преодолел звуковой барьер на наземном транспортном средстве. Он установил мировой рекорд, разогнавшись до 1227,985 км/ч. Теперь он хочет поднять планку и преодолеть лимит 1000 миль/ч (1609 км/ч) на болиде Bloodhound SSC.

_CLM5703b

Bloodhound SSC performance превосходит даже сверхзвуковой истребитель. Ни одно воздушное судно не может двигаться с такой скоростью в непосредственной близости от земли, и даже если бы у него это вышло, оно не смогло бы остановиться.

Реактивный двигатель разработан в Eurofighter Typhoon. Он ускорит машину до 560 км/ч, после чего гибридная двигательная установка с помощью ракетного двигателя разгонит автомобиль до сверхзвуковой скорости.

Во время презентации проекта на полигоне в британском Миллбруке мы имели возможность поговорить с Энди Грином о его предстоящем заезде и о самой идее проекта. Мистер Грин изобилует энергией и его энтузиазм впечатляет. Встретившись с ним, я быстро убедился, что никто лучше его не сможет лучше представить этот проект, который на самом деле в основном не о скорости, а о техническом образовании.

Почему вы решили побить свой собственный мировой рекорд?

Первым делом, я хочу прояснить истинную цель проекта Bloodhound SSC. Обычная причина для битвы за мировой рекорд – обойти соперников. В нашем случае ничего подобного не наблюдается. Нет также каких-либо практических предпосылок для достижения этой скорости при движении по прямой. Наша цель не побить рекорд скорости. Мы намерены продемонстрировать уровень современных технологий и представить возможности инженеров и дизайнеров.

_CLM5061

Несколько лет назад мы встречались с бывшим министром науки и образования Великобритании, гонщиком и владельцем гоночной команды, лордом Полом Дрейсоном (Paul Drayson). Мы говорили о том, что в Великобритании на лицо большая нехватка инженеров. Все пользуются новейшими технологиями, однако, в то же время мы сталкиваемся с растущим дефицитом инженерной мысли. Нам срочно нужно как можно больше людей с техническим образованием, в противном случае уже скоро мы не сможем использовать все возможности, предоставляемые новейшими технологиями. В конце концов, наши университеты заканчивают больше психологов, чем инженеров-механиков!

Вот почему мы размышляли о том, как пробудить интерес детей к технологиям и техническим областям науки. Так и возникла идея побить рекорд скорости. Хитрость в том, чтобы определить конкретные цели. Не было никакого смысла просто замахнуться на старый рекорд. Поэтому мы установили цель – 1000 миль в час. Эта скорость выше той, которую самый быстрый реактивный самолет может достичь на земле. Мы создали основу для развития новых технических решений.

_CLM5082

Не только видео, но и данные всех датчиков будут распространяться с этого автомобиля на весь мир из Южной Африки. Это первый случай в истории, когда будет осуществляться трансляция из автомобиля непосредственно в школы, которые будут иметь эту информацию, в сущности, раньше наших инженеров. Это будет самое захватывающее из всей идеи.

Взаимосвязь проекта со школами выглядит отличной идеей.

Да, это сделало проект сразу чрезвычайно популярным. Наша образовательная команда уже достучалась до 100 000 детей в Великобритании. Мы даем возможность анализа всех наших мероприятий онлайн, и мы набрали уже 15 миллионов посетителей. Интерес к технологии Bloodhound невероятен!

Насколько сложнее побить рекорд скорости в автомобиле, чем в самолете?

С одной стороны, это труднее, с другой стороны, это гораздо легче. Когда мы впервые решились превзойти скорость звука на земной поверхности, никто не мог предсказать, что произойдет в связи со звуковым ударом. Хотя люди уже полвека знали, что происходит с путешествующим быстрее скорости звука объектом в свободном пространстве, где обеспечено достаточно места вокруг самолета, чтобы в нем могла рассеяться ударная волна.

Тем не менее, до 1997 года никто не знал ничего о взаимодействии между автомобилем и поверхностью на таких скоростях. Многие специалисты в области аэродинамики утверждали, что ударная волна сделает автомобиль неустойчивым и неконтролируемым, и что любая попытка превзойти скорость звука обречена. Мы собрали результаты всех видов исследований. Мы искали, где может произойти срыв, но мы не нашли. Инстинктивно, каждый думал, что это невозможно. Так что мы просто двигались шаг за шагом. Мы прибавляли по 15-20 км/ч и смотрели, что происходит. Мы сделали 14 заездов на скорости, превышающей 1000 км/ч, постепенно приближаясь к звуковому барьеру. Каждый раз, когда мы знали, что на следующий день добавим 15 км/ч, мы снова балансировали автомобиль. Постепенно мы поняли, что это возможно.

bloodhouns 060

Сегодня в нашем распоряжении намного лучшие возможности в компьютерном моделировании, но эти модели основаны на знаниях, которые мы получили в 1997 году. Как и 20 лет назад, мы сотрудничаем с инженерным колледжем в Университете Суонси (Swansea University), который является лучшим в этой области в мире и имеет в распоряжении лучший инструментарий.

Ключевой вопрос – обеспечить, чтобы автомобиля на скорости 1600 км/ч не взлетел. Профиль автомобиля по сравнению с Thrust SSC был полностью изменен. Мы уверены, что достигнута оптимальная форма. Некоторые детали еще будут меняться, но то, что видите здесь, близко к финальной версии.

Мы снова будем двигаться шаг за шагом, но так как из прошлого опыта многое уже известно, мы сможем увеличивать скорость по 50 км/ч, потому что наша модель намного точнее. Этой инженерной задачей мы сможем поделиться с молодой аудиторией, из которой должны выйти новые инженеры и ученые. Ничего подобного никто еще не делал.

В автоспорте информация о том, как все сделать свой автомобиль лучше соперников, является конфиденциальной. Мы же не конкурируем ни с кем, поэтому можем делиться знаниями.

Что вы чувствуете в машине, когда преодолеваете звуковой барьер?

Вы не чувствуете, как в самолете преодолеваете звуковой барьер, и в машине все также происходит незаметно. Вы единственный, кто не слышит звуковой удар, потому что ваш кокпит – единственное место, где законы физики не позволяют его услышать.

Как вы будете защищены в болиде?

Безопасность является самым важным элементом проекта, ведь если мы хотим предложить публичное научно-техническое приключение, то несчастный случай это последнее, что нам нужно. Кабина выполнена из карбона и весит 200 кг. Это самая жесткая структура безопасности в истории автоспорта. Мы тесно сотрудничаем с FIA и ее экспертами, которые участвуют в подготовке правил безопасности для автоспорта. Мы работаем с ними не только для того, чтобы соблюсти все нормы, но и чтобы помочь сделать будущие гоночные автомобили еще безопаснее. У меня будет шлем, охватывающий лицо и оснащенный респиратором, взятый из истребителя Eurofighter Typhoon, который гарантирует возможность дышать на протяжении очень длительного времени.

В комбинезоне используются самые передовые огнестойкие материалы, которые до сих пор не были доступны в продаже. У него наивысшая огнестойкость за всю историю автоспорта. Он более чем в два раза устойчивее, чем используемые в Формуле 1 комбинезоны. Ведь этот автомобиль не может быстро остановиться, так что в случае контакта с огнем пилот должен быть защищен от него в течение относительно длительного периода времени.

Но дело не только о защите внутри кабины. Мы прилагаем все усилия, чтобы гарантировать, что болид гораздо более стабилен на ходу и поэтому безопаснее прежнего. Что меня защищает более всего, так это новые технологии.

Как вы контролируете машину на такой высокой скорости?

Все очень просто, насколько это возможно. Реактивный двигатель управляется педалью под правой ногой. Рулевое управление реечное с рулевым колесом, оснащено электрическим усилителем, но с очень небольшой степенью усиления. Главная задача – удержать машину на прямой линии вдоль 20-километровой размеченной траектории. Трасса имеет 1 км в ширину, но я должен удерживать автомобиль в 10-метровом коридоре. Это, пожалуй, самая длинная прямая линия в истории.

На скорости 1600 км/ч колеса вращаются на 10 000 об/мин и поэтому они сделаны в виде цельных алюминиевых дисков. До 200-300 км/ч они еще оказывают сопротивление качению и влияют на ездовые качества, а при достижении скорости 500-700 км/ч уже всплывают над поверхностью и машина начинает ускоряться значительно сильнее. Поперечное сцепление у колес практически отсутствует, так что балом правит аэродинамика. По мере приближения к скорости 1600 км/ч колеса обтекаются очень сильным потоком воздуха сверхзвуковой скорости, так что малейшее изменение угла их вращения оказывает огромное аэродинамическое влияние. Таким образом, в течение 20 рекордных секунд автомобиль движется, подчиняясь совершенно иным законам.

Мои слова основаны на компьютерном моделировании, но никто не располагает точной математической моделью, в которой скомбинирована такая уникальная поверхность и сверхзвуковая скорость. Так что я описываю то, что должно случиться. Позже я буду в состоянии описать то, что происходит на самом деле.

Что будут выглядеть попытки побить рекорд?

Мы начнем с функциональными пробами на скорости до 350 км/ч в Великобритании. После мы переместимся в Южную Африку, чтобы проверить работу всех систем и аэродинамический тормоз. Мы будем постепенно увеличивать скорость до 1300 км/ч. В этот момент мы остановимся, чтобы выполнить детальный анализ данных и произвести необходимые перенастройки и доработки болида для решающего броска. Мы произведем 20 заездов, каждый раз добавляя по 50 км/ч, а затем оценивать новую информацию. Постепенно мы приблизимся к ситуации, когда поймем, что автомобиль способен достичь 1600 км/ч и сразу совершим два проезда в противоположных направлениях в течение одного часа в соответствии с правилами FIA.

Такое большое количество тестовых заездов означает, что автомобиль пройдет также тест на надежность.

Отдельные компоненты рассчитаны на сотни часов работы. Мы используем самый надежный в мире реактивный двигатель, используемый в истребителях. Мы не будем двигаться со сверхзвуковой скоростью более одной минуты, так что исходя из такой нагрузки, наш автомобиль был построен со 100-кратным запасом прочности.

Это фундаментальное изменение по сравнению с Trust SSC, который завершил рекорд на пределе своей надежности?

Точно. Тогда мы проверяли панели кузова и могли бы заменить их. Но у нас не осталось времени, так как в распоряжении были только последние две попытки для атаки на рекорд. Если же в этот раз будет обнаружен какой-либо дефект или перегрев реактивных и ракетных двигателей, мы немедленно прервемся для того, чтобы решить проблемы. Когда вы приближаетесь к скорости 1600 км/ч нельзя просто кое-что проверить и надеяться, что все будет работать.

_CLM5945

Почему вы выбрали Южную Африку для рекордных заездов?

Дело в том, что поверхность здесь наилучшего качества. Нигде в мире вы не можете найти ничего подобного. Трасса имеет требуемую длину, и она очень твердая. А нам необходима твердая поверхность, так как мы используем очень тонкие диски с гораздо более низким сопротивлением качению, а также меньшим аэродинамическим сопротивлением, так как это означает меньшую нагрузку на транспортное средство. Поверхности в Южной Африке в 3 раза тверже, чем где-либо еще. Трасса готовилась в течение пяти лет, практически вручную, потому что не было возможности использовать для этого какие-либо машины.

Текст: Владимир Рибецкий
Фото автора и Castrol

, , , ,

Так же по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook