А-95 на каждой пятой украинской АЗС не соответствует нормативам

С начала года Украина живет без стандарта Евро 4 – соответствующее решение записано в Техническом регламенте к автомобильным бензинам и дизтопливу, который Кабмин утвердил еще 1 августа 2013-го. Теперь все топливо должно соответствовать только Евро 5, что должно позитивно сказываться и на ресурсе автомобилей, и на экологии.
Многие сетевые АЗС и до этого продавали Евро 5, но, скорее, добровольно. В Институте потребительских экспертиз (единственной организации, которая постоянно мониторит качество топлива в Украине) решили проверить, не нарушают ли закон заправки, ведь топлива Евро 4 на заправках было очень много. Как оказалось, многие продавцы топлива просто игнорируют новые требования, и продолжают торговать бензином, не соответствующим новому регламенту.
Экзаменовали наиболее популярный 95-й бензин. Поскольку прошлые проверки четко засвидетельствовали, что крупные брендовые сети давно продают только топливо стандарта Евро 5, основное внимание эксперты уделили небольшим региональным сетям. Но и всеукраинские сети не остались без внимания. Таким образом, из больших сетей в списке оказались WOG, БРСМ-нафта, ОККО и GLUSCO. Из средних и небольших сетей эксперты проверили КЛО, SunOil, Luxwen, Marshall, Chipo (Винница), Бренд Ойл (Харьков), НПЗ (Харьков), Б-сеть (Харьков), Белл ойл (Запорожье), ДНК груп (Днепр), Стеллс (Черновцы), Автотранс (Полтава) и Импульс ЛТД (Киев).
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Результаты, мягко говоря, не порадовали – три образца оказались вообще не кондиционными, и еще три – на грани.
Октановое число
Измеряли по моторному методу, согласно которому ОЧ не должно быть ниже 85 единиц. Все образцы уложились, а некоторые и продемонстрировали «запас прочности». Максимум показали бензины БРСМ-Нафта и WOG (86,4 единицы). Практически не отстали ОККО, КЛО и GLUSCO – 86 единиц.
Сера
ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг. Вот здесь и начались сюрпризы: у трех участников оказались нарушения – харьковские сети НПЗ и Бренд Ойл продают бензин Евро 4 (16 и 22 мг/кг соответственно), а «девяносто пятый» у киевской сети Импульс ЛТД и вовсе оказался Евро 3 (60 мг/кг). Для сравнения, у крупных сетей серы практически не было – БРСМ-Нафта (4 мг/кг), КЛО и GLUSCO (по 5 и 6 мг/кг соответственно). Тогда и у локальных сетей неплохие результаты: LUXWEN, SunOil, Marhall (7,8,5,6).
Бензол
ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. Уложились все, у троих пограничные результаты – Белл Ойл, Стеллс, Импульс (1%). Меньше всего у пробы, отобранной на GLUSCO, – 0,56%.
Итог
Со вступлением в силу стандарта Евро 5 далеко не все АЗС спешат завозить требуемое топливо. Украинские автомобилисты рискуют, заправляясь в локальных автозаправочных сетях, а также на одиночных АЗС. Таким игрокам топливной розницы просто не под силу обеспечить надлежащую логистику бензинов и постоянный контроль качества, да это и не входит в их планы. Закупить дешевле и продать дороже – так, к сожалению, сегодня выглядит бизнес-стратегия аутсайдеров топливного ритейла.
Вадим Кривенко
Результаты испытаний
Октановое число (мотор. метод) | Содержание серы, мг/кг | Объемная часть бензола, % | Стандарт «Евро» | |
НОРМАТИВ | 85 | 10 | не более 1,0 | Евро 5 |
БРСМ-нафта | 86,4 | 4 | 0,60 | + |
WOG | 86,4 | 9 | 0,83 | + |
ОККО | 86,3 | 9 | 0,79 | + |
КЛО | 86,0 | 5 | 0,57 | + |
Glusco | 86,0 | 6 | 0,56 | + |
LUXWEN | 85,6 | 7 | 0,78 | + |
SunOil | 85,3 | 8 | 0,81 | + |
Marshall | 85,4 | 5 | 0,95 | + |
Chipo (Винница) | 85,4 | 7 | 0,87 | + |
Бренд ойл (Харьков) | 85,1 | 22 | 0,93 | Евро 4 |
НПЗ (Харьков) | 85,2 | 16 | 0,73 | Евро 4 |
Белл ойл (Запорожье) | 85,3 | 10 | 1 | + |
ДНК груп (Днепр) | 85,5 | 9 | 0,87 | + |
Стеллс (Черновцы) | 85,6 | 5 | 1 | + |
Автотранс (Полтава) | 85,4 | 6 | 0,53 | + |
Импульс ЛТД (Киев) | 85,1 | 60 | 1 | Евро 3 |