Mercedes
Volkswagen
BMW
Kia
Ford
Opel
Audi
Toyota
Renault
Honda
Peugeot
Porsche
Skoda
Hyundai
Citroen
Lexus
Range Rover
Nissan
Mazda
Volvo
Chevrolet
Fiat
Mini
Land Rover
Jaguar
Все Марки

Полноприводные мотоциклы: Дважды два

Auto Bild Все Ведущие 6'2012

Мото Christini

Даже у самых отъявленных двухколесных проходимцев есть свои пределы. И чтобы отодвинуть их подальше, мотоинженеры позаимствовали у автомобилей-внедорожников их главный козырь – привод на все колеса

Это звучит вызывающе, но все же кроссовый мотоцикл способен заехать в такие дебри, которые его четырехколесному конкуренту даже в самом страшном сне не снились. Рекорд покорения бездорожья на байке, пожалуй, принадлежит редакции одного из российских мотожурналов: в августе 2003 года на полноприводном самодельном мотоцикле «Баксан-80» эти парни заехали на вершину Эльбруса.

Полноприводная мототехника у нас до сих пор в диковинку. За рубежом же разработки таких аппаратов проводились в промышленном масштабе с 1924 года. Но 2х2 – это только в арифметике просто, здесь же задача усложнилась новыми условиями: нужно, чтобы переднее колесо перемещалось вертикально и меняло угол относительно вертикали, при этом неподрессоренные массы должны быть невелики, а системы крепления и привода колеса сбалансированы относительно горизонтали, иначе мотоцикл поведет вбок.

С тех пор увидели свет самые невероятные конструкции: и привод тросом в оболочке, и разной степени сложности карданные сочленения, и электромоторы, и гидравлические системы. Но наиболее широкое распространение получили две модели: механика – когда колесо приводится шестеренками/валом/цепью, и гидравлика – когда специальный насос через магистраль вращает гидромотор на переднем колесе.

Инженеры Rokon просто упразднили переднюю подвеску, а в качестве амортизаторов используются пневматики низкого давления

Первопроходцем формулы 2×2 можно считать американскую компанию Rokon, основанную в 1960 году. Ее мотоциклы напоминают половину трактора и практически без изменений выпускаются по сей день – с моторами Honda или Kohler, 3-ступенчатой КПП и центробежным сцеплением. Переднее колесо приводится комбинацией цепей и шестерен, причем проблему его перемещения относительно вертикальной оси инженеры поначалу решили, просто упразднив подвеску. Это было оправдано применением пневматиков низкого давления, которые и обеспечивают плавность хода, а заодно позволяют байку не тонуть в жидкой грязи и не зарываться в песок. Позже у одной из версий рычажная передняя подвеска все же появилась. Для привода переднего колеса здесь используется сдвоенный карданный шарнир у рулевой колонки, позволяющий рулю поворачиваться на угол до 50 градусов (не каждый зад неприводный байк может таким похвастаться), и угловой редуктор, от которого двумя цепными передачами приводится колесо.

Rokon – совершенно уникальный байк, способный проехать где угодно, а в особых случаях его можно пронести на себе. Недаром в 2001 году партию таких машин закупила армия Иордании.

Yamaha WR450F 2-Trac – первый серийный спортивный мотоцикл с полным приводом

А вот среди гражданского населения всерьез о мотоциклах 2х2 заговорили в январе 2004 года, когда Дэвид Фретине на полноприводной Yamaha WR450F 2-Trac отметился в ралли «Париж–Дакар». Гонщик был классифицирован в классе 450 см3, но привез десятки минут мотоциклам с куда большим рабочим объемом, победив на трех этапах и заняв седьмую строчку в общем мотозачете. В компании отреагировали быстро: на рынок вышла гражданская версия «боевого» эндуро, который, пожалуй, и стал первым серийным полноприводным мотоциклом.

Первый прототип полноприводного мотоцикла с тремя скрещенными камертонами на эмблеме мир увидел в 1998 году. Система, разработанная совместно с «королем подвесок» Ohlins, гениально проста: маслонасос, приводимый цепью от КПП, магистраль и гидромотор на переднем колесе. Если заднее колесо загружено, давление, создаваемое маслонасосом, невелико. Но при пробуксовке заднего колеса гидромотор получает больше масла и, соответственно, направляет больше тяги вперед – максимум 15%. Гидравлика занимает немного места, требует меньше точности при изготовлении, не столь капризна, как механика, и удобно компонуется. Rokon когда-то тоже экспериментировал с гидроприводом, но не сложилось.

Спортсмены, опробовавшие новинку, все как один утверждали, что WR450F 2-Trac легко проходит там, где зарывается его классический аналог с такими же шинами и мотором, а на грязи, песке или мокрой глине он еще и отличается лучшей управляемостью. Но… Большие неподрессоренные массы, дополнительный вес, сложность изготовления и калибровки и сильно увеличившийся ценник – не лучшее оружие в борьбе за клиента. И по сей день Yamaha WR450F 2-Trac крайне редко встречается на кроссовых трассах, да и поставлялась она в очень ограниченное число стран. А тем временем интерес пробудился у других производителей. Австрийская компания KTM запатентовала конструкцию, в которой используется электромотор. Правда, о серийном выпуске речь тоже пока не идет. В серию же внезапно пошли мотоциклы из… США!

Американец Стив Кристини еще лет двадцать назад создал конструкцию полноприводного… велосипеда, успешно поставленного на поток. Вскоре появилась система механического привода переднего колеса и для мотоциклов. После удачных тестов Christini получила заказы от Вооруженных сил США, после чего ее дела пошли в гору. Кит-наборы для мотоциклов Honda и KTM успешно продавались всем желающим. Не так и много времени потребовалось, чтобы производство «китов» переросло в выпуск собственных мотоциклов.

Система полного привода от Christini полностью механическая

Система переднего привода от Christini полностью механическая. К 2012 году компания представила несколько моделей полнопри водных мотоциклов, которые уже доступны в США: свежий 450DS dual sport machine, 450 Supermoto, 250сс и самая последняя разработка – 300-кубовый внедорожник.

Но энтузиастам полного привода не обязательно искать по европейским барахолкам подержанный Yamaha WR450F 2-Trac или заказывать из Штатов гламурный Christini. В данный момент разработки ведут российские и украинские энтузиасты. Известен, в частности, украинский проект Civar. Но о серийном производстве таких аппаратов речь пока не идет.

При всех достоинствах полного привода на мотоцикле популярным в ближайшее время он не станет. Однако перспективы формулы 2×2 неисчерпаемы. И когда конструкции передачи крутящего момента на переднее колесо мотоцикла будут легкими и надежными, а главное – доступными в цене, полный привод на одноколейном транспорте станет настоящей вехой в повышении безопасности езды, как в свое время случилось с ABS. И уж точно он позволит заехать на мотоцикле в такие места, откуда ни до какого трактора из известной джиперской поговорки уже будет не дойти.

Евгений Терехов

Так же по теме:

  • Полноприводные ретрозабавы: Круто замешано!Полноприводные ретрозабавы: Круто замешано! Не дело, если исправная техника пылиться по боксам – так однажды решили владельцы полноприводных раритетов. И учредили ежегодное мероприятие под названием «Ретрозамес» Место действия – […]
  • BMW X3 (E83): Всё со временем дешевеетBMW X3 (E83): Всё со временем дешевеет BMW X3 считался дорогим удовольствием на рынке подержанных машин. Но с недавних пор цены на него начали падать. Мы решили выяснить, связано ли это со свойствами «баварца» Даже […]
  • Суперкар по-польски: крылатый гусар ArrineraСуперкар по-польски: крылатый гусар Arrinera Амбициозный польский суперкар спроектирован для участия в гоночной серии GT4. В таком виде он появился на Фестивале скорости в Гудвуде, а позже прокатился улицами Варшавы. В 1940 […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook