Mercedes
Volkswagen
BMW
Kia
Ford
Opel
Audi
Toyota
Renault
Honda
Peugeot
Porsche
Skoda
Hyundai
Citroen
Lexus
Range Rover
Nissan
Mazda
Volvo
Chevrolet
Fiat
Mini
Land Rover
Jaguar
Все Марки

Эксперты предостерегают: газом можно заправляться не каждой заправке

Газовая заправка

Резкий рост цен на автомобильный газ вынуждает автомобилистов искать заправку подешевле. И сделать это оказывается не сложно, ведь дефицита в газовых АЗС больше не наблюдается. Но что именно заправляют в баллон? Качество газа проверили специалисты Института потребительских экспертиз в сотрудничестве с инспекционной компанией Инспекторат Украина.

На сегодняшний день автомобильный газ является полноценным конкурентом бензина. По данным экспертов, количество машин на «голубом» топливе приближается к цифре 30% в целом по Украине и до 50% в столице и городах-миллионниках. При этом значительное количество газовых заправок работают вне правового поля, что не мешает «бочкам» появляться в массовом количестве и в самых неожиданных местах. Причина такой массовости кроется в деньгах – нелегальные заправки не платят розничный акциз (около 1,20 грн/л), поэтому могут продавать газ дешевле, чем «белые» сети АЗС. Мимо такой скидки, безусловно, не может проехать мимо ни один водитель. Но какого качества топливо он получает? Если и за качеством бензина в нашей стране контроль весьма условный, то качество газа вообще терра инкогнита. Что же нам «задувают» в баллоны на самом деле?

Газовая заправка
Отбор проб

Процесс исследования довольно трудоемкий и финансово затратный, поэтому решено было проверить ряд всеукраинских сетей АЗС (ОККО, WOG, БРСМ-Нафта), большие сети столицы и региона (КЛО, Luxwen) и несколько «бочек», т.е. нелегальных заправок. Эксперты приезжали на АЗС и отбирали пробы в специальный пробоотборник, с виду похожий на обычный бытовой баллон. И если с сетевыми заправками проблем не было, то «бочки» все, как один, отказались отпускать газ, когда эксперты сообщали, для каких целей он отбирается. В конечном итоге, на одной из заправок удалось осуществить отбор, но чек продавцы так и не дали. Такая ситуация насторожила экспертов, и, как оказалось, не зря.

Газовая заправка

Как правило, газовой колонке на сетевых АЗС отведено место у самого периметра

Точность налива

Первым делом в лаборатории проверили точность отпуска газа. Многие автомобилисты не раз жаловались на то, что заправляют газа больше, чем подразумевает емкость баллона, или же запас хода оказывается меньшим, чем на том же количестве газа, купленном на других АГЗС. При этом мало кто обращает внимание на температурный режим и обвиняют в мошенничестве заправки. Данные исследования посрамили наговорщиков – у всех сетевых заправок точность налива выше 97%, а точнее всего у ОККО и КЛО. С «нелегалом» ситуация куда хуже. Так что никакой серьезной экономии у «бочки» водитель не получает.

Раскладываем на компоненты

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ГОСТ 27578 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит главным образом из смеси пропана и бутана, с примесью других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Количественное содержание смеси зависит от времени года – летом это приблизительно 40:60 (пропан к бутану), зимой наоборот – 60:40. В межсезонье же оптимальная пропорция примерно 50:50. Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратуры на холоде.

Газовый анализатор

Газовый анализатор раскладыват автомобильный газ на фракции для исследования

Одним из главных моментов является также марка сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропан-бутана техническая). Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.

Европейский стандарт EN 589-2008 трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В Украине действует ГОСТ 27578-87, который устанавливает допустимую норму непредельных углеводородов – не более 6%. В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива – свыше 10%! То есть данное топливо нельзя отнести к автомобильному. Кроме того, в газе из «бочки» также оказалось мало пропана – 36% при норме 50±10 %. А это значит, что в резервуарах подопытной заправки (и вероятнее всего, прочих «бочек») находится газ СПБТ. Для автомобиля это не смертельно, но расход такого газа будет намного больше, чем обычного ПБА.

Газовая заправка

Это тоже газовая заправка. Газ здесь — дешевле не бывает

А вот другие нюансы не так безобидны. Например, в СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6%, а в ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже (а по требованиям EN 589 – не более 50 мг/кг). Аналогично и с меркаптановой серой.

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры. Наличие непредельных ведет к увеличению вредных веществ в продуктах сгорания. Повышенное содержание серы приводит к сокращению срока службы каталитических нейтрализаторов и загрязнению окружающей среды оксидами серы. Наличие меркаптановой серы приводит к повышенной коррозии деталей топливной аппаратуры.

По приведенным параметрам остальные участники исследования не вышли за пределы допустимого и все они являются автомобильным газом марки ПБА. Близкое к идеальному соотношение компонентов для межсезонья (пробы отбирались в октябре) показал образец, приобретенный на ОККО – 49% пропана и 48% бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее равномерное сгорание смеси, а значит, и обеспечит экономичность. На втором месте – автомобильный газ от КЛО с соотношением 51:45. Кстати, образцы КЛО и сети Luxwen оказались самыми «чистыми», пропилена в них оказалось соответственно 0,10 и 0,04%.

И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре снова самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей ОККО и КЛО.

 

Результаты испытаний

БРСМ-Нафта WOG ОККО КЛО Luxwen Безымянная АГЗС
Метан 0,03 0,09 0,12 0,08 0,18 0,09
Этан 1,10 0,88 1,53 1,74 1,62 0,81
Этилен 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Пропан (норма: 40-60%) 58,35 43,58 49,23 51,2 44,56 36,74
Пропадиен 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Пропилен (норма: не более 6%) 0,18 5,49 0,29 0,10 0,04 10,19
Изобутан  13,01 15,08 17,92 17,18 11,87 20,26
Н-бутан  23,67 35,85 30,08 28,26 40,85 29,43
Точность налива, %  97,5 97,5 97,6 97,6 97,5 95,6
Плотность при 20оС, кг/м3 (норма: 490-580) 525,8 516,0 536,8 535,6 534,6  526,3
Октановое число, моторный метод (норма: не менее 89) 94,1 90,5 93,1 94,0 93,1 92,4

 

Итог

Исследование показало, что несмотря на демпинг, заправляться на «бочках» невыгодно – расход будет больше и риск повреждения деталей авто высок. И нужно помнить, что доказать что-либо в случае неприятностей на таких заправках будет невозможно. Вдобавок и безопасность процесса заправки там весьма условна.

У больших «белых» сетей ситуация с качеством газа намного лучше. И у них, по крайней мере, можно посмотреть документацию на сжиженный газ, чтобы лишний раз проверить, что заливается в баллон.

Дмитрий Сысоев

, , , , , , ,

Так же по теме:

  • А-95 на украинских АЗС: появилась надеждаА-95 на украинских АЗС: появилась надежда Прошлой весной специалисты столичного Института потребительских экспертиз, проверив качество бензина А-95 на украинских АЗС, сделали вывод, что рынок медленно, но уверенно наполняется […]
  • На заводе Ford завелся гремлинНа заводе Ford завелся гремлин Работники компании Ford of Europe, оказывается, незаметно подбрасывают на сборочную линию нерабочие и дефектные детали. Это происходит на заводе компании в Валенсии. На сборочной линии […]
  • Будущее автострахования: исчезнет ли КАСКО или новые риски?Будущее автострахования: исчезнет ли КАСКО или новые риски? В свете динамичного развития новых технологий: беспилотных автомобилей, спутникового наблюдения, систем информирования и др, многие пророчат исчезновение такого вида страхования как […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook