Volkswagen
Mercedes
BMW
Kia
Opel
Ford
Audi
Toyota
Renault
Peugeot
Honda
Porsche
Citroen
Skoda
Hyundai
Lexus
Range Rover
Nissan
Mazda
Volvo
Chevrolet
Fiat
Land Rover
Mini
Jaguar
Все Марки

Эксперты взялись за автомобильный газ

Газовая заправка

Рынок автомобильного газа лихорадит. Цены на популярное топливо (доля украинского газового автопарка составляет уже около 30%) демонстрируют бешеную турбулентность. Вначале буквально за неделю «голубое» топливо подорожало почти вдвое, потом ценники уменьшились на треть. При этом многие сети ощущали нехватку ресурса – и именно перебои с поставками и привели к ценовому ралли. Многие эксперты отмечают, что при возникновении дефицита ресурса на рынке резко увеличивается и количество топлива сомнительного качества. В прошлогоднем исследовании эксперты обнаружили неоднозначную картину – нарушений было немало, особенно у нелегальных продавцов. Как обстоит ситуация сейчас, выясняли специалисты Института потребительских экспертиз.

Участники

В последнее время многие автомобилисты жаловались на качество газа, причем обвиняли в основном крупные сети АЗС. Поэтому основное внимание эксперты уделили ряду всеукраинских сетей АЗС (Shell, ОККО, WOG, БРСМ и другие), большим сетям столицы и региона (КЛО, Luxwen) и нескольким «бочкам», т.е. полулегальным заправкам. Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в лабораторию. В отличие от прошлогоднего теста, в этот раз и сетевые заправки, и «нелегалы», без проблем отпускали топливо для анализа. Правда, на «бочках» отпускали лишь при условии невыдачи фискального чека, и после лаборатории стала понятна причина.

Сколько «задувают»?

Точность налива газа – самый критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги и жалуются на то, что им заправляют газа больше, чем составляет емкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1%, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Тем не менее, по факту результаты оказались отличные – у всех сетевых заправок точность налива выше 97%. Самый точный налив оказался при отпуске Power Gas на заправках Shell – 99,0% и БРСМ-Нафта – 98,5%. А вот «нелегалы» грешат недоливом – по инсайдерской информации, недолив 10% – это еще «по-божески». Некоторые особо жадные умудряются обманывать водителей и на 20% от количества, указанного на счетчике. Также недолив может случаться и без злого умысла – просто «нелегалы» экономят на своевременном обслуживании колонок.

Газовый анализатор

Газовый анализатор раскладыват автомобильный газ на фракции для исследования

В лаборатории

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ГОСТ 27578 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времен года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40. Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратуры зимой.

 

Одним из главных моментов является также марка сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чем разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.

Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество пентенов (пропилена, бутенов и пентанов). В Украине пока действует ГОСТ 27578-87, который устанавливает их допустимую норму – не более 6%. В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось свыше 11%! Так что это топливо нельзя отнести к автомобильному. Кроме того, в газе из «бочки» также оказалось мало пропана – 33% при норме не ниже 50±10%. Для автомобиля это не принесет существенного вреда, но расход такого газа будет намного больше.

По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6%, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже чем СПБТ (а по требованиям EN 589 – не более 50 мг/кг).

Газовая заправка

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры. Повышенное содержание серы сокращает срок службы каталитических нейтрализаторов и загрязняет воздух оксидами серы. Наличие меркаптановой серы повышает коррозию деталей топливной аппаратуры.

В целом, все большие сети выдержали испытание, показав хорошие результаты. Лучшее соотношение показал образец Power Gas на заправках Shell – 58 пропана и 39 бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды. На втором месте – автомобильный газ сети БРСМ-Нафта, с соотношением 52:44. Кстати, образец сети Shell Power Gas оказался самым чистым: пропилена в нем оказалось всего 0,10%. Также неплохие результаты показал образец ОККО, имеющий хорошо сбалансированный состав компонентов и низкое содержание пропилена.

И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей Luxwen и Shell.

 

Результаты испытаний

Shell Power Gas WOG ОККО БРСМ-Нафта КЛО Безымянная АГЗС Luxwen
Метан 0,02 0,08 0,12  0,07 0,16 0,09 0,10
Этан 1,11 0,73 0,54  1,74 1,62 0,61 1,62
Этилен 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Пропан (норма: 40-60%) 58,35 43,58 49,23 52,20 44,56 33,84 44,67
Пропадиен 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Пропилен (норма: не более 6%) 0,18 5,49 0,29 0,10 0,22 11,19 0,23
Изобутан  14,01 15,08 17,92  16,18 11,87 20,26 12,45
Н-бутан  24,67 35,85 30,08  28,26 40,85 29,43 39,98
Точность налива, %  99,0 97,5 97,5  98,5 98,0 90,5 98,0
Плотность при 20оС, кг/м3 (норма: 490-580) 545,8 519,0 536,8  543,6 539,8 515,7 540,6
Октановое число, моторный метод (норма: не менее 89) 94,4 92,5 91,1  94,0 92,5 90,4 93,5

Итог

В целом, ситуация с качеством автомобильного газа оказалась не столь критичной, чего не скажешь о ценовых колебаниях. Судя по всему, сети продают качественное топливо украинского, белорусского или российского производства. Остается пожелать, чтобы поставки были ритмичными, и рынок не испытывал дефицита. Тогда и цены пойдут вниз, ведь конкуренция в этом сегмента очень высока..

Александр Бабенко

, , , , , , , ,

Так же по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook