Mercedes
Volkswagen
BMW
Kia
Opel
Ford
Audi
Toyota
Renault
Honda
Peugeot
Porsche
Skoda
Hyundai
Citroen
Lexus
Range Rover
Nissan
Mazda
Volvo
Chevrolet
Land Rover
Mini
Fiat
Jaguar
Все Марки

10 систем контроля мертвой зоны: Цена безопасности

Auto Bild Украина 5’2013

10 систем контроля мертвой зоны

Уже несколько лет электроника помогает водителю контролировать так называемую «мертвую» зону. Если первые образцы систем были малоэффективны, то нынешние помощники убедительно доказывают свою незаменимость на практике.

Плотный городской поток, переменная скорость, постоянно перестраивающиеся автомобили – все это реалии большинства современных мегаполисов. У водителей в таких стрессовых условиях накапливается усталость, снижается реакция, а значит, вероятность аварии резко возрастает. На секунду зазевался, посмотрел не в ту сторону, а в коварной мертвой зоне уже спрятался не замеченный тобой автомобиль, и тогда даже простая смена полосы может привести к столк­новению.

Именно для подобных ситуаций и были сконструированы системы контроля не просматриваемых в зеркалах зон. Правда, до недавнего времени электронные помощники больше действовали на нервы своей низкой эффективностью и относительной надежностью. Тест десяти современных автомобилей показывает, что многое в этой области изменилось к лучшему. Надежность, точность и качество пре­дупреждений, а в некоторых случаях и активной помощи мы проверяли в реальных дорожных условиях. Мы также выяснили стоимость систем (включая все необходимое дополнительное оборудование) – в конце концов, безопасность не должна страдать из-за слишком высокой цены.

Эти системы помогают избежать аварии

Электроника всегда держит в поле зрения то, что, как правило, не видит водитель в зеркале заднего вида. Но насколько далеко «заглядывает» такая система, зависит от множества конструктивных особенностей. Системы контроля мертвой зоны прощупывают только пространство рядом с автомобилем. У систем дальнего оповещения радиус действия больше, поэтому они могут значительно раньше просчитать возможные столкновения, а значит, и заранее предупредить.

Как мы тестировали

Схема теста вспомогательных систем: замеряются и оцениваются скорости и расстояния между моделями.

Audi A3: Side Assist

А3 с электронным «взглядом назад»: Side Assist предлагается для всех моделей

А3 точно знает, когда становится тесно

Audi контролирует как ближнюю зону на соседней полосе, так и транспорт, который приближается сзади с большего расстояния. Все происходит надежно и безупречно, несмотря на разные скорости автомобилей. Система предупреждения также образцово функционирует. По мере приближения автомобиля оптический сигнал в основании наружного зеркала становится настолько ярким, что его обязательно заметит водитель. Система Side Assist работает только с системой MMI, что увеличивает ее стоимость почти вдвое. Наиболее существенный недостаток системы Side Assist в том, что ее регулировки спрятаны в информационном меню MMI, поэтому управление достаточно хлопотное.

Светодиоды в основании наружного зеркала имеют пять степеней яркости Если в корпусе светятся светодиоды, в мертвой зоне есть транспорт.

Итог
Система надежно определяет едущий рядом автомобиль, заранее предупреждает при его приближении и безошибочно классифицирует возможные опасности. Только управление системой через информационное меню оставляет желать лучшего.

BMW Active Hybrid 3: Система слежения за дорожной разметкой

Радарная начинка помогает гибридной «тройке» следить за маневрами окружающего транспорта

Вибрирует, если сзади угрожает опасность

Надежная система; привлекательный вид в системе iDrive

Радары в заднем бампере отслеживают не только то, что происходит рядом с автомобилем, но далеко позади него. Таким образом, удается максимально контролировать как собственно «мертвую» зону, так и приближающийся транспорт. Предупреждения о возможном столкновении поступают стабильно и своевременно. Сигнальные индикаторы в корпусах зеркал без проблем считываются даже при ярком солнечном освещении, а водитель может без осложнений активировать либо деактивировать систему нажатием кнопки. Сигналы светового индикатора продублированы вибрацией рулевого колеса. Однако, как нам кажется, более оптимальным решением был бы дополнительный акустический предупреждающий сигнал.

Итог
Предупреждения о транспорте в мертвой зоне всегда поступают заблаговременно. Управление кнопками, а также сигнальный свето­диод исполнены оптимально, но здесь явно не хватает акустического предупреждения.

Методика тестирования

Работу систем в этом тесте мы проверяли с помощью спецоборудования. Так, фиксировать объекты в непросматриваемых зонах нам помогали спутники (1) и профессиональные измерительные приборы. Специалисты с помощью GPS-приемников (2) вычисляли все скорости и соответствующие дистанции (с точностью до сантиметра) между тестовыми автомобилями, а также засекали соответственно появляющиеся предупреждения от системы впереди идущего автомобиля (3). Полученные из разных источников данные позволяют объективно оценить, насколько быстро и надежно работают системы контроля мертвой зоны и системы дальнего оповещения.

Схема испытаний: скорость и положение контрольных автомобилей определяются с помощью GPS, станция вычисляет расстояние между автомобилями. Одновременно регистрируется время предупреждающих сигналов

Ford Focus: Система контроля мертвой зоны

Дорогая помощь: Ford не поставляет базовые версии с бесплатной безопасностью

У Ford’а реакция замедленная и невнятная

Судя по технической документации, Focus опознает только те объекты, которые находятся в непосредственной близости сбоку и за автомобилем. Полноценная предупреждающая функция при смене ряда здесь не предусмотрена. Кроме того, при тестировании мы обратили внимание, что Ford порой весьма небрежно прощупывает боковую зону, а его «пеленг» работает не дальше двух метров. Собственно пре­дупреждение об опознанных объектах настолько ненавязчивое, что водитель вряд ли на него среагирует. Тем более что следующий уровень оповещения водителя о потенциальной угрозе вообще отсутствует. Но, пожалуй, главный недостаток в том, что подобную систему можно заказать только в дорогих комплектациях.

Обременительно: включение и выключение только через меню О том, что система активна, свидетельствует только желтая пиктограмма

Итог
Об автомобилях, которые пересекают небольшую подконтрольную зону, Focus сообщает – хоть и не слишком внятно. Едва ли систему можно использовать в качестве устройства о раннем предупреждении о смене ряда.

Mazda CX-5: RVM

Немного недальновидна в ближней зоне

Радиолокационного луча СХ-5 хватает на расстояние до 50 м – достаточно далекo, чтобы своевременно заметить быстро приближающиеся автомобили и предупредить пилотов Mazda об опасности смены полосы движения. А вот с контролем непросматриваемой зоны за автомобилем не все так замечательно. В боковых зонах электроника видит только на расстояние, не превышающее двух метров. Если, например, движущийся рядом автомобиль слегка смещается в своем ряду, но система RVM либо поздно предупреждает о его маневре, либо вовсе не реагирует на него. Желательно научить Mazda прощупывать всю полосу. Яркость посредственно светящегося индикатора регулируется, визуальное предупреждение дублируется акустическим сигналом.

Яркость светящейся пиктограммы в зеркале регулируется двухступенчато Зеленый значок RVM показывает, активирована ли система

Итог
Оснащенная радарными датчиками Mazda надежно контролирует обширное пространство за автомобилем. Но непосредственно с CX-5 система отслеживает объекты не дальше двух метров. К тому же сис­тема предлагается только в дорогих пакетах.

Lexus GS 450h: BSM (Blind Spot Monitor)

Даже базовые комплектации предлагаются с системой контроля за мертвой зоной

Базовая функция следит безупречно

За мертвой зоной Lexus следит безупречно, но его датчиков в лучшем случае хватает на расстояние до пяти метров (измеряется с высоты наружных зеркал в направлении назад). К сожалению, не рассчитана система и на большую разницу в скорости с идущим позади автомобилем, так что здесь она не может получить дополнительных баллов в качестве устройства предупреждения при смене полосы. Маленькая световая пиктограмма в стеклах наружных зеркал должна мигать в случае опасности и предупреждать водителя. Но индикатор лишь слабо поблескивает – на светлом фоне его заметить очень сложно. При этом есть и огромный плюс: система BSM (Blind Spot Monitoring) предлагается даже в базовых комплектациях.

В зеркале прячется символ мертвой зоны… …который при появлении в ней автомобилей начинается светиться

Итог
Название обещает больше, чем дает техника. На самом деле GS должен следить только за реальной мертвой зоной. Со своей работой он справляется на отлично, но хотелось бы, чтобы сообщения были более отчетливыми.

Mercedes A-класса: Система контроля мертвой зоны

За помощь в контроле мертвой зоны приходится доплачивать – и немало

Предлагается только в пакете безопасности

Как и в С-классе, система контроля непросматриваемой зоны функционирует исключительно в комбинации с системой контроля рядности – и только как устройство контроля зоны рядом и непосредственно за автомобилем. Однако даже в этой ограниченной области достижения А-класса производят убедительное впечатление. Благодаря хорошо заметным предупреждающим сигналам в зеркалах и дополняющим их акустическим зуммерам водитель свое­временно узнает о возможном столкновении при смене полосы. Правда, мешает излишне сложное управление через центральное меню. В базовом оснащении системы в А-классе нет. Она входит в пакет опций, который привязан к навигационной системе и другим опциям, а это дорого стоит!

Желтый – только контроль, при возникновении опасности индикатор красный Всеми вспомогательными системами водитель управляет через бортовое меню

Итог
К возможностям опознавания и надежности предупреждений нет никаких замечаний. Но управление могло бы быть попроще. Как почти на всех моделях, вспомогательная система и здесь спрятана в дорогом пакете.

Mercedes C-класса: Активная система контроля мертвой зоны

C-класс с активной системой контроля рядности предотвращает опасный маневр

Mercedes «притормаживает» опасность

Автомобили, которые приближаются к С-классу сзади, но находятся на безопасном для него расстоянии, система не фиксирует. Следовательно, она работает исключительно как устройство контроля за непросматриваемой зоной. Но в этой области техника функционирует безотказно и точно. Наряду с оптическим предупреждением подается также звуковой сигнал. Кроме того, в случае опасности система даже может инициировать торможение, которое с впечатляющей эффективностью удерживает автомобиль в собственном ряду при попытке водителя неосмотрительно перестроиться. Правда, за расширение устройства контроля мертвой зоны до активной системы контроля рядности придется доплатит­ь.

Желтый тре­угольник сигнализирует о приближающемся объекте Так выглядит рабочий режим на центральном дисплее

Итог
С-класс не допускает ошибок: если в непросматриваемой зоне обнаружен автомобиль, то система обязательно предупредит об этом водителя. Дополнительная функция торможения работает образцово. Но система очень дорогая.

Opel Zafira: Устройство предупреждения для мертвой зоны

Большой вэн с маленькой зоной контроля: Zafira зачастую реагирует с небольшой задержкой

Работает надежно, но предупредительный сигнал слабый

Opel прощупывает «мертвую» зону, но его система близорука. Как только идущий следом автомобиль откатывается назад от Zafira примерно на 2,5 метра, система игнорирует его как потенциальную угрозу. Зато на любое транспортное средство, попадающее в контролируемую зону, Opel реагирует очень стабильно. К сожалению, индикатор в зеркалах едва мерцает, в темное время суток движущиеся сзади автомобили могут, например, засветить пиктограмму фарами. Регулировки предупреждений, в том числе и акустического сообщения, также выполнены не оптимально. Чтобы добраться до них, водитель вынужден листать обширное меню. Для базовой Zafira такая вспомогательная система, увы, недоступн­а.

Индикаторы в зеркале должны быть более яркими Перед сменой полосы система предупреждает подачей звукового сигнала

Итог
Как правило, Zafira безотказно опознает объекты в непросматриваемой зоне. Но предупреждения могли бы поступать раньше и быть более отчетливыми. Общий почти для всех недостаток: система не предлагается отдельно, что повышает цену.

Volvo V40: BLIS (Blind Spot Information System)

Дальновидный швед: V40 следит за соседними полосами далеко сзади

Швед пеленгует далеко и надежно

На комбинированном приборе водитель сразу же определяет статус системы

Даже если по соседней полосе приближается автомобиль со значительной большей скоростью, система BLIS на Volvo надежно и своевременно просигнализирует о возможной опасности сзади. По нашим данным, дальность действия системы за тестовым автомобилем составила около 60 м. Также надежно V40 контролирует и непросматриваемую зону. Вмонтированный в оконный треугольник, хорошо различимый независимо от времени суток световой сигнал вспыхивает при опасности, предотвращая возможное столкновение. Акустические или осязательные сообщения отсутствуют. В протестированной нами версии комплектации система активируется и дезактивируется через бортовой компьютер (система MyCar), что не совсем удобно.

Если BLIS мигает, в мертвой зоне точно прячется автомобиль

Итог
При приближении транспорта система в V40 достаточно рано предупреждает водителя, также надежно контролируется и «мертвая» зона. Дополнительные возможности регулировки уровней предупреждения полностью отсутствуют.

VW Passat Variant: Side Assist

Универсал, который знает все о соседней полосе: система Side Assist наблюдает за движением

Иногда Passat реагирует предельно обостренно

Система очень пристально следит за автомобилями, которые едут за Passat’ом. Даже машины на соседней полосе сзади, расстояние до которых составляет до трех корпусов, воспринимаются как потенциальная угроза. Сообщения об объектах, которые въезжают в контрольную зону с повышенной разницей в скоростях, поступают очень рано. Сами предупреждения подаются отчетливо и своевременно, к тому же яркость оптимально размещенного ряда светодиодов можно многоступенчато регулировать. К сожалению, отсутствует отдельная кнопка для быстрой дезактивации системы слежения за полосой движения. Акустические предупредительные сигналы и осязательные предупреждения полностью отсутствуют.

По зеленому символу водитель определяет, работает ли Side Assist Световые полосы в корпусах зеркал сообщают об объектах в мертвой зоне

Итог
Passat стабильно сообщает обо всех зафиксированных системой угрозах, но делает это очень рано, что отвлекает от управления автомобилем. Образцово решен вопрос со способом оптического контроля. Кроме того, система относительно недорогая.

Дисциплины в тесте

Обгон на различных скоростях

Все десять кандидатов должны были выступить в двух основных дисциплинах. Первая – обгон. Здесь мы проверяли, опознает ли техника движущегося первым автомобиля быстро приближающийся к нему сзади транспорт и среагирует ли должным образом. Ведущий автомобиль разгонялся с интервалами в 10 км/ч до 80 км/ч, автомобиль-преследователь догонял его на скорости до 120 км/ч по соседней полосе – справа и слева. При этом мы определяли, на каком расстоянии подается сообщение или предупреждение на ведущем автомобил­е.

В тесте вспомогательная система синего автомобиля должна была держать в поле зрения красный автомобиль – и, соответственно, своевременно предупреждать об опасности Как функционирует техника? На различных скоростях мы проверяли и оценивали расстояния и корректность предупреждающих сигналов

Во второй дисциплине, которая имитировала движение в общем потоке, мы ре­гист­рировали дистанцию между двумя контрольными автомобилями (как сбоку, так и на соседней полосе со смещением назад), при которой система опознает потенциальную угрозу и сообщает о ней. На ведущем автомобиле мы ехали со скоростью 60, 70 и 80 км/ч, давая движущемуся следом автомобилю возможность с очень небольшой разницей в скорости въезжать в зону наблюдения сзади, сбоку и даже спереди.

Одновременно мы оценивали оптические, акустические и осязательные предупреждения, возможности и сложность регулировок и управления системой, а также стоимость сис­тем (или пакетов, состоящих из дополнительного оборудования и линий комплектации).

Итог

Ни у одной из систем, участвующих в тес­те, сбоев во время работы мы не зафиксировали. Каждое протестированное нами устройство контроля мертвой зоны может предупреждать аварии. Правда, некоторые из систем делают это лучше, а функционал у них обширнее. Так, Audi, BMW (победитель), Mazda, Volvo и VW способны прогнозировать вероятную опасность еще до того, как в не просматриваемой в зеркалах зоне появится какой-нибудь автомобиль, что, несомненно, повышает безопасность при смене полосы. Единственное, с чем мы не можем согласиться, так это ценовая политика производителей. Почему система безопасности предлагается только в пакете с дорогой навигационной системой? Почему такой буквально жизненно необходимой техники нет в недорогих моделях? Подобное отношение к безопасности нужно менять!

Ян Хорн, Хеннинг Клипп

, ,

Так же по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook