Volkswagen
Mercedes
BMW
Kia
Opel
Ford
Audi
Toyota
Renault
Peugeot
Honda
Porsche
Skoda
Citroen
Hyundai
Lexus
Range Rover
Nissan
Mazda
Volvo
Chevrolet
Fiat
Land Rover
Mini
Jaguar
Все Марки

Сравнительный тест приборов освещения: Искусственное солнце

Auto Bild Все Ведущие 1’2013

Хорошее освещение особенно важно в темное время суток. Но какая из современных технологий предлагает самый эффективный свет, чтобы превратить ночь в день?

Конечно, автомобильные фары можно тестировать научными методами. Например, в фотометрическом туннеле. В итоге имеем длиннющую таблицу, в которой зафиксированы данные по распределению света, дальности действия, рассеиванию лучей… Такая профессиональная китайская грамота с люменами, люксами и кельвинами заинтересует инженера, а рядовой автомобилист, глядя на бесконечный массив непонятных цифр, загрустит и пойдет советоваться к соседу. Информация о том, насколько хорошо автомобиль освещает дорогу в реальных условиях и хватает ли этого света на практике, так и останется для обычного автовладельца «темным пятном».

Десят­ь новых автомобилей и один олдтаймер – чьи фары ярче, умнее, выгоднее?

Оптимальным в этом случае можно считать практический тест приборов освещения на открытой трассе. Согласитесь, замер силы света в условиях лаборатории (даже с максимальным воссозданием полевых условий) и эффект на сумрачной проселочной дороге – абсолютно разные вещи. Только на практике можно оценить не только мощность фар неподвижного или движущегося автомобиля. Дрожит ли конус света при проезде по булыжной мостовой? Насколько хорошо работает подсветка поворота? Достаточно ли быстро смягчается слепящее действие дальнего света?

На эти и другие вопросы Auto Bild отвечает в сравнительном тесте фар. Десять его участников охватывают все современные типы приборов освещения – от все еще применяющегося галогенного света и ксеноновых фар до ультрасовременных светодиодных систем.

Эксперты утверждают, что светодиодные фары со временем полностью вытеснят ксеноновую технику. Но как тогда быть с галогенными лампами накаливания, которые в сегменте недорогих автомобилей все еще занимают прочные позиции? А вот двухфарные системы уже полностью исчезли с наших улиц. С особой очевидностью прогресс в разработке приборов освещения виден при сравнении почти 70-летнего Mercedes 170 V Universal с современными автомобилями.

В тесте мы оценивали не только эффективность головного света, подсветку поворота и функциональность адаптивной системы, но и дизайн ламп, дневной свет, а также приметность стоп-сигналов. Не забыли мы и об освещении в салоне.

Как мы тестировали

Общая оценка состоит из трех категорий: освещение, видимость и комфорт.

Под освещением подразумевается ближний / дальний свет на дороге. И тот, и другой оценивались в идентичных условиях на неподвижном автомобиле и в движении по темной проселочной дороге. Среди оценочных критериев – впечатление от яркости, дальности, однородности и цвет освещения. При изменении направления и на перекрестках мы проверяли адаптивный головной свет и подсветку поворото­в.

В рамках категории «Видимость» анализировалось то, как воспринимаются фары водителями встречного транспорта, а задние фонари – автомобилистами, которые едут следом. Насколько надежно работает адаптивная система дальнего света? Хорошо ли видны указатели поворотов или их забивает свет стоп-сигналов? Насколько бросаются в глаза адаптивные стоп-сигналы? Для этого тестовая команда садилась в автомобиль и оценивала каждого кандидата как идущего впереди и едущего навстречу. Решающее значение имело то, ослепляет ли автомобиль других участников дорожного движения, возникают ли эффекты рассеивания или есть другие особенности.

И последняя категория «Комфорт», в рамках которой проверялись лампочки подсветки салона.

Обзор технологий

Появление электрического освещения в автомобилях датируется 1913 годом, но затем наступило затишье. Только в 1924 году появилась двухнитевая лампа, еще через 38 лет – первый галогенный свет, который не потерял своей актуальности по сегодняшний день. Галогенные лампы выдерживают высокие температуры, достигая лучшей яркости и расширенного светового спектра. Еще лучше эти показатели у ксеноновых фар, вернее, у газоразрядных ламп, которые там устанавливаются. В их колбах высокое напряжение поджига световой дуги заставляет светиться инертный газ ксенон. Срок их службы намного больше, чем у галогенных ламп. Но самым перспективным решением на сегодняшний день являются светодиоды. В автомобильных фарах, как и в бытовых фонарях, они сгруппированы по несколько штук и управляются электронико­й.

В фарах Mercedes CLS 71 семь групп светодиодов. Поэтому автомобиль располагает пятью осветительными функциями, которые к тому же адаптируются под разные условия

Audi A7 Sportback: с сердитым взглядом

Audi относится к светодиодным пионерам. По цвету ближний свет больше похож на дневной, чем ксеноновые фары. Таким образом, он приятнее для глаз. Ближняя зона освещается идеально, а вот подсветка номерного знака слишком яркая

В А7 со светодиодными фарами ближний свет выглядит холодным и обеспечивает очень хорошее освещение ближней зоны. Правая сторона дороги освещена гораздо ярче, чем левая. Яркий дальний свет безупречен, в большинстве случаев он своевременно включается и приглушается адаптивной системой. Правда, иногда система реагирует на встречный транспорт с некоторым запозданием.

Светодиодные фары Audi с маленькими линзами управляются электроникой. Указатели поворотов также работают на светодио­дах и вспыхивают очень ярко

Высокой оценки заслуживает удачный дизайн световодов в задних фарах и очень яркая светодиодная подсветка номерного знака. Правда, стоп-сигналы светят так ярко, что в их свете теряются указатели поворотов. Дневной свет слишком яркий и агрессивный, поэтому приглушается при включенных указателях поворотов. В салоне светодиоды обеспечивают отличную подсветку.
Доплата за LED: 22 700 грн. Цена автомобиля: от 54 350 грн.

BMW 6-й серии Coupe: эталонные приборы освещения

Светодиодные лучи образуют правильный световой конус. Рассеянный свет в кронах деревьев или ослепление собственными источниками света отсутствует. Как и у Audi, у BMW задние фонари из двух световодных блоков. Стоп-сигналы очень яркие

На фотографии дальность действия ближнего света меньше, чем у Audi, но так только по краям. Зато светодиодные фары концентрируют четкий ассиметричный световой конус больше на дорожном полотне, а не на обочинах. Мешающего рассеянного света или пятен нет. Дальний свет также превосходно освещает дорогу на несколько сотен метров вперед. И в этом заслуга адаптивной системы, которая реагирует на малейшие изменения дорожной ситуации. Задние фонари и стоп-сигналы заметны издалека. Благодаря широким «вельветовым» полосам света «шестерка» опознается даже на большом расстоянии. То же самое можно сказать и о дневном свете с четырьмя выразительными кольцами и светящейся «бровью» над ними. В салоне люксовый стиль обеспечивает просто роскошная подсветка.
Доплата за LED: 28 500 грн. Цена автомобиля: от 1,3 млн грн.

Свет типичных для BMW дневных ламп хорошо виден даже в солнечную погоду. На 6-й серии они работают с отражателями и поворачиваются

 Renault/Dacia Duster: просто, но светло

Duster мощно и равномерно освещает пространство перед собой. Щит справа хорошо заметен, но видны только ноги оленя. Дизайн приборов освещения исключительно функциональный: стоп-сигналы сверху, задние фонари и указатели поворотов под ними

SUV из Румынии оснащается только галогенными лампами. Благодаря конструкции отражающих фар с так называемым открытым пространством (отражатели свободной формы) свет Renault вполне укладывается в стандартные требования. Животные и придорожные столбики освещаются на значительном расстоянии. Легкий пятнистый рассеянный свет вспыхивает по бокам на высоте, но не мешает. Рассеянный свет не попадает в глаза водителя Duster‘а, и он, разумеется, должен своевременно выключать дальний свет вручную, чтобы не слепить встречных.

Duster мощно и равномерно освещает пространство перед собой. Щит справа хорошо заметен, но видны только ноги оленя. Дизайн приборов освещения исключительно функциональный: стоп-сигналы сверху, задние фонари и указатели поворотов под ними

Задние фонари, стоп-сигналы и все указатели поворотов оснащены лампами накаливания. Справа сзади фара заднего хода, слева противотуманный фонарь. В салоне единственный плафон устало мерцает с потолка.
Серийно только галоген. Цена автомобиля: от 137 000 грн.

Jaguar XJ: кошки видят лучше

Ближний свет обладает достаточной яркостью и дальностью действия, но в этом классе все это уже прошедший этап. Цельные задние фонари не только дешевле в производстве, но за счет их вертикальной формы корма приобретает определенную экзотичность

Как известно, кошки хорошо видят в темноте, но только не эта. Ближний свет создает остроконечную светотеневую границу, а дальность действия у него меньше, чем у других моделей в премиум-лиге. Зато дальность действия дальнего света хорошая. Он дает плоский и ровный конус. Адаптивная система хорошо функционирует, но при включении подсветки поворота освещенную зону закрывают наружные зеркала. Ксеноновые фары вибрируют на брусчатке.

Ксеноновые фары Jaguar’а обеспечивают освещение на среднем уровне. Зато светодиодные указатели поворотов очень яркие, дизайн ламп неназойливый

Световой дизайн XJ эффектен только на корме. Огромные, вертикально расположенные светодиодные фонари ставят дополнительные световые акценты над крыльями. Спереди круглые указатели поворотов похожи на дула пушек. Дневному свету недостает выразительности. В салоне предлагается запоминающее светопредставление.
Серийно: биксенон. Цена автомобиля: от 849 853 грн.

 Lexus GS: свет и тени

Двойные светодиоды хорошо освещают дорогу, но из-за дороговизны пакета Luxury их едва ли можно рекомендовать. L-образные задние фонари напоминают корму BMW. При экстренном торможении светодиоды начинают мигать

В середине 2007 года LS 600h был первым в мире серийным автомобилем, который примерил на себя ближний свет на светодиодах. Сегодня и меньший по размерам GS оснащается светодиодами, но ближний свет фар разочаровывает – нет в нем желаемой глубины, яркости и однородности. Зато дальний свет самую темную ночь превратит в день. Адаптивный головной свет эффективно дублирует курс и оказывается полезным помощником.

GS предлагает комбинированные биксеноновые и светодиодные фары, которые не ярче, чем обычные ксеноны. Указатели поворотов работают с лампами накаливания

Комбинация из лампочек накаливания и диодов как-то странно выглядит в таком высокотехнологичном автомобиле, как этот гибрид. А вот в салоне Lexus предпочел исключительно передовые технологии – очень яркие светодиоды в популярном техностиле. У него лучшее в этом тесте освещение салона.
Биксенон и светодиоды в базе. Цена автомобиля: от 456 936 грн.

 Mercedes CLS: светлый образ

CLS освещает мрачную проселочную дорогу ярким белым светом. Хотелось бы, чтобы больше света падало на середину дороги, а не уходило вверх. Сзади CLS ни с чем не спутаешь благодаря кольцевым световодам. В фаре заднего хода только одна лампочка накаливания

Mercedes видит в светодиодной технике большой потенциал и предлагает в CLS полный комплект светодиодов. Свет излучается с более высокой точки, чем у BMW 6-й серии, но на эффективности освещения это никак не сказывается. К тому же световой конус менее однороден, а на расстоянии около 100 м четко видна светотеневая граница.

В блок-фары также интегрирован расширенный противотуманный свет. Светодиодные указатели поворотов сияют в два ряда над ближним светом

Адаптивная система великолепно функционирует, но если встречный транспорт идет сплошным потоком, электроника порой допускает краткое ослепляющее действие. При изменениях направления работа адаптивного головного света едва заметна. Сзади у CLS характерные задние фонари. Сила света разных элементов гармонично уравновешена, так что указатели поворотов хорошо заметны при активных стоп-сигналах. Салон Mercedes’а просто сияет.
Доплата за LED: 25 300 грн. Цена автомобиля: от 694 466 грн.

Mini Cooper: дрожащий малыш

Mini впечатляет хорошим освещением ночью. А вот адаптивный головной свет почти за 10 тыс. грн. оказался не столь эффективным. Сзади Mini также выглядит очень ярко. Фары заднего хода и противотуманные фонари продублированы

В Mini Cooper ксеноны предлагаются за доплату. Ближняя зона освещается великолепно, но чем больше расстояние, тем слабее свет. Дальний свет немного высоковат, соответственно, хорошая дальность действия.

Не столь эффективен адаптивный головной свет. Конус двигается заметно, но не «заглядывает» далеко в поворот и делает это слишком медленно, чтобы как следует оптимизировать видимость. На плохих дорогах фары начинают слегка вибрировать, отчего дрожит и световое пятно на дороге. Округлая форма фар улучшает мощность светового потока.

Характерные выпуклые фары – типичная дизайнерская черта Mini. Кроме того, их круглая форма улучшает световую отдачу

Багажник в Mini – как темный подвал. Здесь мерцает лишь слабенькая лампочка накаливания. Зато в салоне света от потолочных светильников вполне достаточно.
Доплата за биксенон: 9300 грн. Цена автомобиля: от 237 691 грн.

Opel Insignia Sports Tourer: светопредставление

Opel освещает темную зимнюю ночь холодным светом, направленным вверх. По сравнению с галогенными фарами система AFL+ гораздо интенсивнее. К сожалению, адаптивный головной свет работает чересчур нервно. Задние фонари универсала интегрированы в крышку

Свою топ-систему Opel называет адаптивный головной свет AFL+. Освещение дороги практически безупречное: Insignia отправляет свой холодный световой конус далеко в ночь – только чуть высоковато. Интенсивный дальний свет также освещает на большое расстояние. Адаптивная система дальнего света работает слишком медленно и потому ослепляет встречный транспорт.

Биксеноновые фары и указатели поворотов с лампочками накаливания оформлены скромно. Дневной свет яркий благодаря современной светодиодной технике

Если дальний свет не торопится с переключениями, то адаптивный головной, наоборот, чрезмерно усердствует. Создается впечатление, что ксеноновый проекционный модуль работает на пределе своих возможностей – световые лучи блуждают, вздрагивают и беспокойно танцуют на местности. Желательно также оптимизировать пульсирующую предупредительную функцию стоп-сигналов.
Доплата за биксенон: 15 700 грн. Цена автомобиля: от 195 260 грн.

VW CC: думает вместе с тобой

Освещение ближней зоны превосходное, без эффекта рассеивания. Свет VW выглядит немного холодноватым и мог бы больше светить вниз. Сзади у CC – эффектные фонари со светодиодами, которые заставляют гореть по четыре световода

Электроника здесь оптимизирует свет в зависимости от скорости и ситуации на дороге. Адаптивная система дальнего света может не только автоматически включать и отключать дальний свет, но даже освещать пространство вокруг встречного транспорта за счет перекрытия некоторых зон шторками в фаре.

Обычный ближний свет создает широкий конус. Свет дрожит на булыжной мостовой. Задние фонари распознаются как четыре характерных световых росчерка.

Дорогостоящий ксеноновый поворотный модуль отвечает за динамическое освещение. Управляется червячной передачей, с исполнительным моторчиком и шторками

Внешнее роскошное впечатление не имеет продолжения в салоне. Пластиковые тублеры в потолке прогибаются при нажатии, перчаточный ящик освещен тускло. Кроме того, очень мешают отражающиеся во внутреннем зеркале заднего вида собственные стоп-сигналы.
Доплата за биксенон и LED: 8200 грн. Цена автомобиля: от 299 000 грн.

Seat: освещение из Испании

Дочернее предприятие Volkswagen’а, опередив могущественный VW Golf и фешенебельный Audi A3, предлагает полный комплект светодиодов для фар в компактном классе. Leon – первый автомобиль в этом массовом сегменте, у которого появится такое оборудование­м.

Мощность фар не ниже, чем у биксенонов. Светодиодные модули создают приятный для глаз беловатый свет. И хотя присутствует четкая светотеневая граница, лучи дозируются правильн­о.

Для дальнего света Seat также предлагает автоматическую систему включения-отключения. Чувствительность системы можно задавать и вручную, но желательно выбрать среднюю настройку – дальний свет регулируется надежно и достаточно тонко.

Seat Leon – первая модель в компактном классе с полностью светодиодными фарами. Дальность действия и освещение великолепные, цвет света приятен для глаз. Сзади испанский собрат Golf‘а немного напоминает Audi A3

Удачен и световой дизайн Leon’а. Сзади и спереди установлены современные, но не эпатажные остроконечные фары и фонари. При резком торможении пульсируют не только стоп-сигналы, подключается также аварийная сигнализация – сложно не заметить!

Leon предлагает множество конфигураций для настройки функций приборов освещения в меню бортового компьютера. Водитель обязательно должен заглянуть в инструкцию

Внутри Leon более традиционный. Но хорошо считывающиеся приборы с подсветкой, четыре фонаря для чтения и яркий перчаточный ящик обеспечивают достаточно света для пассажиро­в.
Доплата за светодиоды: €1190. Цена в Европе: от €19 590

Светит тускло «старичок»

Да будет свет: Mercedes 170 V – переделанная в коммерческий автомобиль машина скорой помощи

Маленькая мощность (38 л.с.), низкое напряжение (6 В) и мало света (45 Вт, двухнитевые лампы) – так можно характеризовать Mercedes 170 V 1949 года. С ближним светом на расстояние 50 мет­ров кое-как справляются 22 люкса, как показывает прибор. Для сравнения: современный CLS со светодиодными фарами в том же месте отдает 514 люкс, или в 23 раза больше. А вот с дальним светом у 170-го полный порядок – здесь мы насчитали уже 137 люкс. Переключатель дальнего света находится не слева рядом с рулевым колесом, как это принято в наше время, а в нижней части салона и имеет вид маленькой металлической кнопки. Две лампы накаливания свободно расположены в фарах – это колбы с двумя нитями накала для комбинированного дальнего и ближнего света. Такая техника была распространена в 1924–1971 гг.

Яркий свет будущего

Как косяк рыб: световые точки «плавают» по кузову Audi в зависимости от ситуа­ции на дороге

С момента появления светодиодов осветительная техника стремительно прогрессирует. Так, Audi экспериментирует с лазерными светодиодными задними фонарями. При хорошей видимости красный лазер веерообразно освещает дорогу и рисует своеобразную стоп-линию, заставляя идущего сзади держать дистанцию. В дождь или туман линия превращается в треугольник. Если лазерные лучи попадают на капельки воды, они делают их видимыми и предупреждают водителей, которые едут следом.

Еще одна сфера разработок – органические светодиоды OLED (Organic Light Emitting Diode). С их помощью, например, автомобильную корму можно превратить в один сплошной дисплей, по которому будут перемещаться бесчисленные световые точки. Audi демонстрирует эту функцию в прототипе (см. фото). Световые точки двигаются по автомобилю, как рыбы в косяке. Если машина поворачивает направо, они переплывают направо, при торможении быстро устремляются вперед. Едущий сзади всегда сможет сориентироваться, куда впереди идущий автомобиль поедет в следующее мгновение.

Очередной Mercedes S-класс станет первым в мире автомобилем, в котором вообще откажутся от ламп накаливания. Все осветительные функции возьмут на себя 190 светодиодов. К тому же у топ-Mercedes’а будет адаптивный и не ослепляющий дальний свет – до сих пор подобное предлагалось только для ксеноновых фар. В задних фонарях Mercedes’а предусмотрена многоуровневая функция: стоп-сигналы и указатели поворотов светятся с разной силой.

Общий результат

Итог

Десять новых автомобилей и один старый Mercedes 170 V – как этапы эволюции в осветительной технике и наглядная констатация прогресса. Впрочем, даже фары современного Renault-Dacia, в которых горят галогенные лампы, нельзя назвать плохими. Но лидируют в тесте все-таки модели со светодиодным светом. Они уже со своими сегодняшними параметрами конкурируют с лучшими ксеноновыми фарами. И пусть по световой отдаче светодиоды пока отстают, но человеческий глаз воспринимает их с меньшим напряжением. У BMW вспомогательные системы функционируют чуть лучше, чем у Audi и Mercedes’а. Великолепно действует динамическая система ослабления слепящего действия фар в VW, а вот освещение у Lexus’а и Jaguar’а далеко не так совершенно, как хотелось бы в премиум-сегменте.

Йорг Малцан

,

Так же по теме:

  • 11 авто в фотометрической камере: что нам дают светодиоды?11 авто в фотометрической камере: что нам дают светодиоды? Светодиодные фары – это веяние моды или серьезная инновация безопасности? Мы провели испытание. В 2008 году мы были в восторге. «Меньше света – больше денег», – таков был наш вывод, […]
  • Купе-обманкаКупе-обманка На полигоне четыре компактных трехдверника с маленькими бензиновыми двигателями настойчиво пытались убедить нас, что обладают исключительной динамикой. Но правда в том, что количество […]
  • Mercedes CLS, Porsche Panamera: Соперничество формMercedes CLS, Porsche Panamera: Соперничество форм В этих автомобилях смешано озорство и осмотрительность. Чего больше – сказать трудно, а вот настроение задают выдающиеся дизели под их капотами Сегодня у нас на тесте необычные […]

1 Комментарий

  • Максим:

    Даний тест абсолютно не об’єктивний. Незрозумілі також зауваження стосовно OPEL INSIGNIA AFL+, на мою думку, в ній найкраще реалізована функція освітлення дороги. Те, що її світло фар може здатись нервовим, є нічим іншим, як нерозуміння принципу роботи її фар, а саме у неї є 9 режимів освітлення, які використовуються в залежності від дорожніх обставин. Чому я вважаю, що даний тест не об’єктивний? Все надзвичайно просто, мені довелося поїздити на багатьох автомобілях із схожою системою освітлення, і я можу беззаперечно сказати, що освітлення в INSIGNIA — є кращим на сьогоднішній день, а ось такі тести, паплюжать свідомість необізнаних людей і призводять до викривлення поглядів багатьох людей, які є складовими нашого суспільства, що спрямовані на пізнання автомобільного світу. (Ви можете сказати, що мої доводи побудовані виключно на моїй суб’єктивній оцінці, мушу Вас запевнити, що це не так. До даного висновку мене спонукнули, не лише власні враження, а й відклики інших автовласнивків, які після Mercedes чи BMW сідаючи в Opel INSIGNIA були надзвичаййно вражені якістю її освітлення і не раз запевняли, що фари INSIGNIA — без перебільшення — це чудо!).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook